Page 149 - 75 - Объекты культурного наследия ЗАБАЙКАЛЬЯ
P. 149
КАЛГАНСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
О
Н
О
Д ДОНО В 1918 церковь переосвящена из единоверия в
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЬСКАЯ старообрядчество святителем Иосифом (И.И. Ан
типин), епископом ДЦХ, с сохранением прежнего
наименования.
С 1850 х село Доно — центр Донинской станицы
2 й и 1 й бригады конного войска Забайкальского Первым старообрядческим священником был
Казачьего войска, затем 2 го военного отдела. В отец Козьма (К.З. Олейников), принявший мучени
сентябре от 1908 в станицы дислоцировался 1 й ческую смерть в 1919, похороненный в церковной
Аргунский полк. До 1918 — центр Донинской Каза ограде и почитаемый христианами РПСЦ в лике
чьей станицы. святых. В 1920 х здесь служил отец Иоанн Емель
Старообрядческая церковь (древлеправослав янов, в 1930 х известный старообрядческий поле
ная) построена в середине 19 века. Находится на мист и начетчик священноинок Аввакум (в миру
юго восточной окраине села. Алексий) Старков. При нем община с. Доно играла
Деревянное здание на ленточном бутовом фун значительную роль в жизни Иркутско Амурской и
даменте. Объемно постранственная композиция всего Дальнего Востока епархии Древлеправослав
осевая: парадное входное крыльцо, трапезная, ной Церкви Христовой, стала своеобразным мис
объем храма, алтарная часть. Основные габариты сионерским центром по переводу старообрядцев
без крыльца 21 х 9,5. Объем храма имеет пятигла Забайкалья из единоверия в ДЦХ.
вое завершение. Над трапезной возвышается чет
верик колокольни с восьмигранным шатром и глав
кой наверху. Алтарная часть также завершена
главкой на восьмигранном барабане. Шатер коло
кольни, барабаны и главки покрыты жестью, все
наружные стены обшиты тесом.
Окна декорированы резными наличниками. Из
начально находилась на краю «верх.» части села на
старообрядческом кладбище. Использовалась как
летняя церковь, служения проходили с Пасхи до
Покрова Пресвятой Богородицы, в зимнее время
богослужения проводились в церковной сторожке.
Открыта как единоверческая (см. Единоверие) с
В 1920 х многие прихожане эмигрировали в
целью воссоединения казаков старообрядцев с
Маньчжурию в район Трехречья, где в основан
РПЦ. После появления религиозных свобод, свя
ных ими селениях образовали общины и построи
занных с отделением церкви от государства после
ли церкви. В кон. XX в. семейные и конфессио
1917, старообрядцы с. Доно присоединились к нальные связи прихожан и эмигрантов восстанав
Древлеправославной Церкви Христовой (ДЦХ, см.
ливаются и активно развиваются. Со 2 й пол.
Русская Православная Старообрядческая Цер
1930 х у Свято Николськой церкви нет постоян
ковь).
ного священника.
147